Цитаты всех героев из капитанской дочки


Опубликовано: 18.11.2017, 06:15/ Просмотров: 459

Учитель русского языка и литературы Иванова Галина Борисовна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная  общеобразовательная Каплинская школа»  

Урок литературы в 9 классе по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Тема: «Формирование характера и взглядов Петра Гринева».

Цели: привить навык аналитического чтения произведения; раскрыть образ главного героя романа; последить за этапами формирования характера П.Гринева; формировать представление обучающихся о нравственных ценностях.

Оборудование: последний прижизненный портрет А.С.Пушкина; Словарь В.И. Даля; магнитная доск вывешивается таблица с названиями колонок, которые заполняются по мере ответов детей, у учителя

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

    Мы изучаем первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто – быть не могло, роман о чуде, совершаемом любовью. Это произведение является символом совершенного искусства. Например, А.Т.Твардовский так говорил одному писателю: «У вас обширный опыт, но вам не хватает писательской культуры. Вы небось после детства «Капитанскую дочку» ни разу не перечитывали. Нет? А вам надо её перечитать – и задохнуться от восторга». И если Твардовский кого хотел укорить, то всегда говорил: «Да он «Капитанской дочки» не читал».

   Поэтому, как вы поняли, настоящее, глубокое понимание романа скорее всего придет к вам позже, спустя годы, когда вам захочется вернуться к нему еще раз и перечитать. Но и сейчас никто из вас, я думаю, прочтя это произведение впервые, не смог остаться к нему  равнодушным.

2. Постановка учебной цели, проблемного вопроса.

    Итак, сегодня мы будем перелистывать страницы романа и наблюдать за одним из главных его героев -  Петром Гриневым, за тем, как формируются характер и взгляды молодого человека. А эпиграфом к уроку мне хотелось бы взять слова А.С.Пушкина: «Самостоянье человека – залог величия его…», которые как нельзя лучше подходят к образу главного героя.

     При чтении вы могли заметить, что в повествовании есть так называемые опорные слова, которые сам автор выделяет, повторяет в наиболее важные моменты и тем самым раскрывает их многозначность и глубину. Как вы думаете, что это за слова. Назовите мне одно, как вам кажется, основное опорное слово повести, напрямую связанное с судьбой главного героя? ( это слово «честь», на него автор указывает уже в эпиграфе романа)

      В. И. Даль, который, кстати, сопровождал А.С.Пушкина в поездке по пугачевским местам, в своем Словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет так:1) внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; 2) условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое (на доске запись значений слова «честь»)

- В каком же значении слово употребляется в повести, какое значение господствует и применимо к образу главного героя? Я предлагаю вам ответить на этот вопрос в конце сегодняшней беседы.

III. Анализ произведения.

1. Обсуждение первого этапа формирования характера Гринева.

  -  Можно выделить несколько этапов формирования характера и взглядов Петра Гринева. Как вы думаете, какой временной промежуток войдет в 1-й этап? (детские и юношеские годы)

   - Назовите окружение Петруши того времени. (отец, мать, Савельич, Бопре, дворовые мальчишки)

- Какое влияние они оказали на формирование характера героя.

 Что главным в воспитании было для Савельича? (умыт, причесан, накормлен)

- Как повлиял на воспитание мосье Бопре? (каждый занимался своим делом).

- Что можете сказать о матери? (добрая, но слабохарактерная)

- Что перенял Петруша от отца? (+ прямота, честность, - крепостнические замашки)

 - Сделаем вывод: каким же в результате такого окружения, воспитания  вырос Петруша? (легкомыслие, неопытность, ветреность, беспечность)

- Процитируйте, как сам герой оценивает свои познания.

- Каковы были его нравственные понятия (цитата из произведения)

2. Анализ второго этапа формирования характера героя.

- Когда же начинается следующий  этап формирования характера Гринева?

( с момента отъезда из дома, когда герой вступает в самостоятельную жизнь)

- Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты иллюзий, но в результате обогащается его внутренний мир. Докажите правоту этих слов, проанализировав различные эпизоды из жизни героя.

 ( На магнитной доске вывешивается таблица с названиями колонок, которые заполняются по мере ответов детей, у учителя заранее заготовлены правильные ответы, к которым он должен привести учеников)

- Первый эпизод – встреча с Зуриным. Чем она запомнилась Гриневу? (проигрыш)

- Какая мечта героя здесь разрушилась? (надежда на веселую, беззаботную жизнь)

- Какие чувства испытывал герой после этих событий? (стыд, раскаяние)

- Обогатился ли внутренний мир героя в результате этих чувств?

- Разлад мечты с реальностью продолжается и в Белогорской крепости. Проанализируем, каким образом. В каких эпизодах мы это видим?

- Сделаем вывод, как все это обогатило внутренний мир героя?

Образец  таблицы.

Самостоятельная жизнь.

Эпизод

Путь утраты      иллюзий

Обогащение внутреннего мира

Мечта

Реальность

Встреча с Зуриным

Веселая, беззаботная жизнь

Унизительный проигрыш

Стыд, раскаяние

Белогор-

ская крепость

Дуэль

1.Грозные бастионы

2. Строгий начальник

3. Смертоносное оружие

4. Военная служба, смотры, парады

5. Героический ореол

1. Деревушка, окруженная забором

2. Комендант в колпаке

3. Забитая мусором пушка.

4.Беседы с простыми людьми. Занятия литературой, любовь

5. «дурь», «тыканье железными вертелами»

Разочарование, формирование трезвого взгляда на жизнь.

Радость от общения с простыми людьми

Пересмотр понятия истинной чести дворянина

3. Анализ  участия Гринева в военных действиях.                

- Пятая глава заканчивается такими словами: « Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».

- На каких же путях душа Гринева получила сильное и благое потрясение? Может быть, на путях защиты дворянской чести? Во время участия в военных действиях против Пугачева?

- Вспомним эпизод защиты Белогорской крепости, может быть, наш герой совершает там героический поступок? ( нет, его сбили с ног, он вошел вместе с толпой в город, его связали кушаками, все проще и менее эффектно)

- Вспомним эпизод на площади перед Пугачевым. Может быть, там наш герой повторил ответ великодушных своих товарищей? ( Нет. Вмешался Савельич, дело приняло другой оборот.)

- Из Белогорской крепости герой отправляется в Оренбург, может быть, защита этого города позволила показать ему свою удаль? Вспомните эпизод встречи с урядником. (Гринев участвует в наездничестве, видит врага, решает его уничтожить, но узнает в нем хорошего знакомого)

- Вывод. Видим ли мы то сильное и благое потрясение, которое могло произойти в душе Гринева во время участия в военных действиях, на путях защиты дворянской чести? (нет)

4. Анализ эпизодов, где встречаются Гринев и Пугачев.

- С чем же связано то самое « сильное и благое потрясение», о котором говорит Гринев? (борьба за освобождение любимой девушки. Встреча с Пугачевым)

- О чем идет между ними разговор?

- Какая сторона характера раскрывается в этом эпизоде?

- Можете ли вы отметить у Гринева какие – то недостатки во взглядах на происходящие события, на Пугачева (социальная узость, необъективность)

По мере анализа эпизодов учащиеся могут оформить таблицу следующего содержания:

эпизод

Диалог между героями. Жизненная позиция Гринева.

Сильное и благое потрясение.

Пирушка у Пугачева.

Отказывается служить Пугачеву, не обещает служить против него.

Сохраняет честь, достоинство: прямота, откровенность, мужество. Человеческая и дворянская честь ставятся выше жизни.

Гринев у Пугачева, чтобы освободить Машу.

Надеется на помощь Пугачева, рассказывает правду о Маше, просит покаяться перед императрицей.

Отсутствие дворянской спеси, юношеская незащищенность перед жизнью, сострадание, жалость.

5. Анализ любовного треугольника: Гринев – Маша – Швабрин (познаем характер в сравнении)

- Мы рассмотрели, как формировался характер Гринева под влиянием встреч с Пугачевым, проанализируем, какое влияние на него оказала борьба за любимую девушку. Посмотрим, как ведут себя герои в этом любовном треугольнике.

 ( рисуем любовный треугольник и указываем на нем черты характера героев)

- С чем связано первое столкновение между героями? (Швабрин – ложь, клевета. Гринев – благородство, защита чести девушки.)

- Как ведет себя Гринев со Швабриным после дуэли?(великодушное прощение)

- Как дальше усугубляется конфликт между ними? (донос отцу)

- Какие еще недостойные поступки по отношению к Маше совершает Швабрин? (заточение, намерение жениться насильно)

- Как ведет себя в этой ситуации Гринев? (освобождает сироту)

- Спустя некоторое время наши герои сталкиваются еще раз. Когда? (в тюрьме)

- Какое еще одно грязное дело принадлежит Швабрину? (донос правительству)

- Как ведет себя Гринев перед судом?  (отказывается от самозащиты, т.к. основывается на своей человеческой правоте. Выходит из сферы дворянских законов, боится втянуть Машу)

- А есть ли хоть что-то, за что Гринев все-таки благодарен Швабрину?

6. Нахождение основного отличия характера Гринева (сравнение со Швабриным)

- Каждый из вас уже пришел к определенному выводу о том, в чем же основное отличие двух героев. Но давайте посмотрим на художественную ткань повести (заполняем схему постепенно)

- В ней (худ. ткани) выделяются два пласта: дворянский и крестьянский. Куда бы вы могли отнести Швабрина?( Швабрин без остатка умещается в игре социальных сил. «Пришелся» к обоим лагерям (он дворянин с дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к другому человеку, и он же становится слугой Пугачева)

- А куда же мы могли бы отнести Гринева?

(Он не пришелся ни к одному лагерю. У правительства на подозрении как друг Пугачева, у пугачевцев – как дворянин и заступник за дочь врага)

- В чем причина такого положения Гринева? (В нем гуманная человеческая организация, выходящая за пределы его времени. Он слишком человечен)

Образец заполнения схемы:

Художественная ткань произведения.

Дворянский пласт

Крестьянский пласт

Швабрин                                             Г

                                                             Р

                                                             И

                                                             Н

                                                             Е

                                                             В

Швабрин

Он (Гринев) слишком человечен

- Где же правильный путь? Как нужно жить? Может быть, как Швабрин., своевременно перейти из одного лагеря в другой?

(Рисую на доске, между чем оказался герой, определяем его выбор)

Законность                                      Человечность

Правосудие                                      Милость

- Что спасает наших героев? ( Правильный путь в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человечность, достоинство, уважение к жизни другого человека)

IV Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

- Какое значение слова «честь» господствует в произведении и применимо к образу главного героя?

V Заключительное слово учителя.

Общенародное представление о чести, любви, доброте, милосердии соединили в повести людей, противостоят вражде, ненависти, смерти.

   Человек в конфликте может выступать не только жертвой, а и героем, возвышаясь до величия тех сил, которые ему противостоят.

   Жизнь пушкинских героев – это подвиг сохранения себя как личности под натиском стихии природы и истории, под прицелом смерти. «Капитанская дочка» - это своего рода завещание Пушкина, открывающее читателям выстраданную правду о русском народе.

VI  Домашнее задание. Сочинение «Береги честь смолоду (Гринев в жизненных испытаниях)»



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Капитанская дочка: образ Пугачева в Капитанской дочке Пиратские схемы вышивок

Цитаты всех героев из капитанской дочки Цитаты всех героев из капитанской дочки Цитаты всех героев из капитанской дочки Цитаты всех героев из капитанской дочки Цитаты всех героев из капитанской дочки Цитаты всех героев из капитанской дочки