Закрыть ... [X]

Категории налоговых отношений


Опубликовано: 07.11.2017, 02:00/ Просмотров: 1105

Субъекты налоговых отношений, их права и обязанности, ответственность, а также объекты налогообложения являются самыми основными и важными элементами налоговой системы в целом. В центре налоговой системы стоит субъект налоговой системы государства, налогового законодательства. В сфере же интересов налогоплательщика находиться в первую очередь объект обложения налогом. Именно этот элемент налогового механизма способен оказывать мотивирующее воздействие на поведение хозяйствующих субъектов, стремящихся к минимизации бюджетных изъятий.[8,с.9].

Субъекты налоговых отношений - один из основных элементов налоговой системы государства, ее налогового законодательства. Налоговый кодекс Республики Беларусь обозначает под этим термином:

1. непосредственных плательщиков налогов, сборов (пошлин);

2. иных обязанных лиц, деятельность которых связана с процессом налогообложения: налоговых агентов, законных и уполномоченных представителей плательщика налогов, сборов (пошлин).

Субъект налога (т. е. плательщик) - это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога, а также основополагающий элемент, по отношению, к которому строится вся налоговая система в комплексе.[9,с.31].

Плательщиками налогов, сбор и (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность - уплачивать налоги, сборы (пошлины).[16,с.54].

Под организациями понимаются:

1. Юридические лица Республики Беларусь;

2. Иностранные юридические лица и международные организации;

3. Простые товарищества (участники договора о совместной деятельности )

4. Хозяйственные группы.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исчисляют суммы налогов сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или законами Республики Беларусь. [1,с.43].

Участник простою товарищества, на которого и соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этом товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство это го товарищества.

Головная организация (центральная компания) либо участник хозяйственной группы, который в соответствии с законодательством или договором наделен полномочиями по ведению дел этой группы, исполняют налоговое обязательство этой хозяйственной группы.

Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, по доходам от источников за пределами Республики Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.

Иностранные организации, не являющиеся налоговыми резидентами Республики Беларусь, несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь.[14,с.38].

Под физическими лицами - плательщиками налогов, сборов у. (пошлин) понимаются граждане Республики Беларусь, граждане либо подданные иностранного государства, лица без гражданства (подданства). Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории государства более 183 дней в календарном году .

Под иными обязанными лицами - субъектами налоговых о ношении Налоговый кодекс Республики Беларусь понимает налоговых агентов, законных и уполномоченных представителей налогоплательщика.

Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, которое является источником выплаты доходов плательщику и на которое возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).[17,с.25].

Основными функциями налоговых агентов являются;

1) исчислять, удерживать из средств, причитающихся плательщику, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);

2) представлять в налоговые органы документы и сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет налогов, сборов (пошлин).

Таким образом, организации или индивидуальные предприниматели, выплачивающие своим работникам заработную плату или иные доходы физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и удерживающие согласно налоговому законодательству из выплачиваемых сумм подоходный налог с физических лиц, фактически являются налоговыми агентами в отношении этого налога. При этом индивидуальные предприниматели являются еще и плательщиками данного налога с личных доходов.

В качестве налоговых агентов рассматриваются также организации, выплачивающие своим акционерам (участникам) доходы в виде дивидендов, на которые законодательством распространена обязанность удержания и перечисления в бюджет соответствующих сумм налога на доходы.[7,с.14].

Статус налоговых агентов имеют и все организации (как белорусские, так и иностранные, признаваемые налоговыми резидентами Республики Беларусь), в рамках своих договорных отношений выплачивающие доходы лицам, не являющимся налоговыми резидентами Республики Беларусь. Соответственно, в каждом случае начисления дохода нерезиденту на такие организации возлагается обязанность исчислить, удержать из выплачиваемых сумм налог на доходы.[12,с.8].

Представитель налогоплательщика- это физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по поручению официального налогоплательщика.

Плательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через своего законного или уполномоченного представителя. Законными представителями плательщика:

организации - признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании актов законодательства или учредите иных документов этой организации;

физического лица - признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с законодательством».

Законными представителями плательщика признаются лица, уполномоченные представлять плательщика налогов (организацию или физическое лицо) на основании актов законодательства или учредительных документов организации.[13,с.21].

Законными представителями организаций в большинстве случаев являются работники, состоящие в штате этой организации, которые ее учредительными документами наделены достаточными для этого полномочия.

Уточнения могут быть приведены в отношении отдельных категорий юридических лиц.

Уполномоченным представителем плательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. Уполномоченный представитель плательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном актами законодательства. Уполномоченный представитель плателыцика-физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.[14,с.35].

Таким образом, каждым плательщиком может быть реализовано право по своему желанию выбрать любое юридическое или физическое лицо (с согласия такого лица) и наделить его определенными полномочиями по ведению налоговых дел и представлению своих интересов в отношениях с налоговыми органами или с иными участниками процесса налогообложения.

В ряде случаев имеет место переложение налога формальным плательщиком (субъектом) на другое лицо, которое становится реальным исполнителем платежей.[5,с.28].

Переложение налогов - полное или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога.

Носитель налога -- это лицо, за счет которого в итоге осуществляется уплата налога. Например, ответственность за перечисление косвенных налогов в бюджет несет продавец, который является субъектом (или налогоплательщиком), а реальными носителями этих налогов являются потребители, которые возмещают налог, включаемый в цену товаров.

В составе названных субъектов налоговых отношений особая роль отведена плательщикам налогов, сборов (пошлин). Они являются центральной и активной составляющей налоговой системы государства. Понятию их места и роли в налоговой системе государства способствует изучение их прав, обязанностей и ответственности.[4,с.42].

В любом государстве, в том числе и в Республике Беларусь, права, обязанности и ответственность плательщиков определены в законодательном порядке. Налоговый кодекс Республики Беларусь указывает, что каждый плательщик налогов, сборов (пошлин) имеет право:

I) получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

3) представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

4) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных актами налогового законодательства;

5) на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней.

6) присутствовать при проведении налоговой проверки;

7) получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок;

8) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

9) требовать соблюдения налоговой тайны;

10) обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

11) на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.[20,с.28].

Особенно важен вопрос о порядке обжалования действий или бездействия налоговых и таможенных органов. При этом главным является правильность оформления налоговой инспекцией или таможенным органом акта документальной проверки. В акте проверки по каждому факту нарушений должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на соответствующие бухгалтерские документы, указано, какие нормативные правовые акты нарушены. Только при выполнении этих условий плательщик налогов, сборов (пошлин) может обжаловать акт проверки как несоответствующий законодательству, а затем составить исковое заявление в двух экземплярах о признании акта недействительным. Подлинник с приложением к нему всех документов (свидетельства об уплате госпошлины, документов, подтверждающих исковые требования) направляются в хозяйственный суд. Иск должен быть оценен и уплачена госпошлина. Если денежные средства взысканы, то в исковом заявлении плательщик налогов, сборов (пошлин) вправе потребовать возврата излишне взысканных сумм. Копия искового заявления передается в инспекцию МНС. Плательщик налогов, сборов (пошлин) может также потребовать от налоговых органов и возмещения ущерба (включая упущенные выгоды) в установленном порядке в случае нарушений, допущенных ими при выполнении своих обязанностей (например, при не сохранении коммерческой тайны).[21,с.35].

Обязанности плательщика:

1) уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

2) стать на учет в налоговых органах;

3) вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;

4) представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы неведения, связанные с налогообложением;

5) вести учет дебиторской задолженности и при наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности;

6)представлять в налоговые органы и их должностным лицам, а в части налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь, и в таможенные органы и их должностным лицам при проведении налоговых проверок документы и сведения, необходимые для налогообложения. Обеспечивать должностным лицам налоговых органов, прибывшим для проведения выездной налоговой проверки, возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для рассмотрения и оформления необходимой документации;

7) подписать акт налоговой проверки;

8)выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства; сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:

-- об открытии или закрытии текущего (расчетного) или иного счета в банке -- в срок не позднее ПЯТИ рабочих дней со дня открытия или закрытия счета.

-- об участии в белорусской или иностранной организации -в течение пяти рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации.

-- о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, а индивидуальным предпринимателем -о прекращении предпринимательской деятельности - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;

-- об обособленных подразделениях организации - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации;

-- об изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;

10) представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;

11)обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;

12) обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, о приобретении товарно-материальных ценностей в местах хранения этих товарно-материальных ценностей, при их транспортировке и в местах продажи, а также документов, подтверждающих отпуск товаров из мест хранения в места продажи;

13) при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;

14) являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги и сборы (пошлины);

15) выполнять другие обязанности, установленные актами налогового законодательства.

Обязанности плательщика налогов, сборов (пошлин) по их уплате прекращаются:

1) после уплаты налога, сбора (пошлин);

2) в случае отмены налога, сбора (пошлин) при отсутствии (задолженности по их уплате;

3) при освобождении от уплаты налога, сбора (пошлин) в "связи с вступлением в действие соответствующего закона;

4) в связи со смертью физического лица или ликвидацией / юридического лица.

Нарушение налогового законодательства влечет ответственность плательщика налогов, сборов (пошлин). Она предусмотрена для регулирования налоговых отношений, обеспечения прав и исполнения обязанностей юридических и физических лиц, а также защиты интересов государства с сфере налогообложения предусмотрены следующие виды ответственности за нарушение налогового законодательства: финансовая, административная и уголовная ответственность.[2,с.32].

Экономические санкции предусмотрены в виде штрафов, размер которых зависит от вида нарушения, его величины и категории плательщика (организация либо индивидуальный предприниматель). Способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней

Исполнение налогового обязательства обеспечивается следующими способами:

1. залогом имущества;

2. поручительством;

3. пенями;

4. приостановлением операций по счетам в банке;

5. арестом имущества.

В случае изменения сроков исполнения налогового обязательства, уплаты пеней обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней может быть обеспечена залогом. В случае изменения сроков исполнения налогового обязательства, уплаты пеней обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней может быть обеспечена поручительством.[10,с.18].

Договор поручительства заключается между поручителем и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) и включает в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство плательщика, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налогов, сборов (пошлин), пеней. К договору поручительства применяются правила, предусмотренные законодательством для данного вида договора.

Пенями признаются денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога, сбора (пошлины) независимо от применения других способов обеспечения исполнения налогового обязательства, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства.[11,с.25].

Приостановлением операций плательщика (иного обязанного лица) по счетам в банке признается по решению налогового или таможенного органа прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено частью второй настоящего пункта.

Арестом имущества признается действие налогового или таможенного органа по ограничению имущественных прав плательщика (иного обязанного лица) в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Арест имущества плательщика (иного обязанного лица) заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им, а при необходимости - в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (его представителю) или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.

Взысканием налога, сбора (пошлины), пени признается принудительное исполнение налогового обязательства, уплаты пеней в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней.[6,с.61].

Все применяемые санкции зависят от вида нарушения, его величины и категории плательщика.

Важным элементом налоговой системы является объект налогообложения. Основанием для возникновения у юридических и физических лиц обязанностей по уплате налогов является получение определенного дохода, прибыли, владение землей, строениями, т.е. наличие объекта налогообложения.

Объектами налогообложения Налоговом кодексе признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства по уплате налога, сбора, пошлины.[3,с.32].

К объектам налогообложения кодекс относит "обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь и за ее пределы, прибыль или доходы, имущество плательщика, ввоз товаров па таможенную территорию Республики Беларусь и другие явления, определенные налоговым законодательством в качестве объектов налогообложения.

Один и тот же объект в конкретном налоговом периоде может облагаться определенным налоговым платежом у одного плательщика только единожды. Действие этого правила обеспечивает гарантии избежание в налоговой практике фактов двойного налогообложения. Кроме того, исключается возможность установления для плательщиков такого порядка исчисления и уплаты налогового платежа, когда обязанность его уплаты возникла бы более чем один раз за соответствующий налоговый период.[18,с.43].

В настоящее время для целей налогообложения применяется термин «объекты», под которым понимаются: товары, работы, услуги, имущественные права на интеллектуальную собственность, основные средства.

Под товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Имущество бывает двух категорий - недвижимое имущество (недвижимость) и движимое. К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей (в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения), т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К недвижимому имуществу приравниваются предприятия в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река - море», космические объекты. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.[19,с.14].

В приведенном выше определении понятия «товар» обращает на себя внимание такой дополнительный признак, как реализация или предназначение для реализации. Таким образом, ни одна из принадлежащих плательщику вещей не может быть признана для целей налогообложения товаром, если им не будут предприниматься действия по их реализации (отчуждению).

Если в налоговом законодательстве под товаром понимается имущество, реализуемое либо подлежащее реализации, то в таможенном законодательстве понятие «товар» имеет иное, более широкое значение. Так, в соответствии с Таможенным кодексом, «товар - любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и (или) товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование».Следующим объектом налогообложения являются работы и услуги.Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Налоговый кодекс Республики Беларусь под реализацией объектов понимает отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним липом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу) на возмездной или безвозмездной основе, если иное не установлено, вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) или формы соответствующих сделок.

Реализацией объектов признается также использование товаров (работ, услуг) для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения.[2,с.3].

Не признается реализацией объектов безвозмездная передача:

-мущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

-имущества организации ее учредителю (участнику) в размере, не превышающем размера доли (пая, пакета акций) этого учредителя (участника), при ликвидации этой организации либо при выходе учредителя (участника) из этой организации; имущества в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа;

?имущества, принадлежащего физическому лицу, другому физическому лицу, состоящему с ним в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, если такая передача не связана с осуществлением предпринимательской деятельности;

-жилых помещений в домах Государственного жилищного фонда при их приватизации гражданами Республики Беларусь.[6,с.10].

Не признаются реализацией объектов:

- отчуждение имущества в результате реквизиции, национализации или конфискации;

О переход права собственности на имущество в результате

наследования;

- обращение в собственность государства бесхозного имущества, находок или кладов, безнадзорных животных;

-передача имущества в качестве взносов в уставные фонды организаций, которые производятся учредителями (участниками) данных организаций.

Не признается реализацией объектов:

-безвозмездное выполнение работ (оказание услуг) одним физическим лицом другому физическому лицу, состоящему с НИМ в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства, если такие работы (услуги) не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

В непосредственной связи с категорией «реализация товаров» находится понятие «место реализации товаров».[3,с.15].

Определение места реализации товаров для целей налогообложения необходимо для установления принадлежности конкретной операции по их отчуждению к предмету регулирования налоговым законодательством Республики Беларусь. От установления такого места непосредственным образом зависит, будет ли реализация товара (ее результаты) подлежать налогообложению на условиях, установленных налоговым законодательством Республики Беларусь, или она находится под юрисдикцией аналогичного законодательства другого государства. Налоговый кодекс оговаривает следующие основные правила определения места реализации работ (услуг):

1) в случае, когда реализуемые товары не отгружаются и не транспортируются (например, предметом сделки выступает недвижимое имущество - здание или сооружение), местом их реализации признается место нахождения этих товаров;

2) в случае, когда реализуемые товары отгружаются или транспортируются, местом реализации признается место нахождения товаров в момент начала отгрузки или транспортировки), т.е. исходный пункт, с которого начинается перемещение товаров. При этом не принимается в расчет, кем конкретно осуществляется отгрузка и транспортировка товаров - их продавцом, покупателем или иным юридическим или физическим лицом.

3) если работы или услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом, местом реализации этих работ (услуг) признается место нахождения недвижимого имущества, например в случае выполнения работ по ремонту и реставрации зданий;

4) если работы или услуги связаны с движимым имуществом, местом реализации признается место их фактического fосуществления. В частности, это касается транспортных услуг.

В общем плане указанные выше правила позволяют охватить весь спектр работ и услуг, поскольку выполнение работы (оказание услуги) в той или иной степени привязано к имуществу как предмету, способу деятельности.

Доходы - это следующий распространенный объект налогообложения. На использовании этого объекта строятся конкретные правила исчисления и уплаты налога на прибыль, налога на соответствующие виды доходов юридических лиц, подоходный налог с физических лиц и т.п.[18,с.28].

Под доходом для целей налогообложения Налоговый кодекс признает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине).[20,с.35].

Наиболее часто под доходами понимается общая сумма поступлений от какой-либо (в том числе предпринимательской) деятельности. Однако применительно к отраслевой принадлежности «валовые поступления» в промышленности выступают, например, в форме выручки от реализации товаров (работ, услуг), в банках - дохода, в торговле - товарооборота.

У физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, под доходом, как правило, понимаются средства, получаемые ими от нанимателей в виде заработной платы, премиальных выплат и материальных поощрений.[17,с.49].

Экономическая выгода может быть выражена как в денежной, так и в натуральной форме.

Денежная форма подразумевает возможность получения дохода как суммы средств в валюте Республики Беларусь или иностранного государства. При этом не имеют значения ни сама валюта дохода, ни вид платежа, ни способ его осуществления (получения).

Натуральная форма предусматривает случаи получения дохода в вещах, выполненных работах (оказанных услугах) либо в иных материальных благах. Такими благами, например, для физических лиц могут быть предоставление им нанимателями в личное пользование автомобильного транспорта, мобильных телефонов, ведомственных жилых помещений, оплата или удешевление питания, проезда к месту работы, путевок и экскурсий, лечения и обучения.

Полученная плательщиками экономическая выгода налоговым законодательством учитывается только в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Следовательно, осуществление юридическим или физическим лицом в пользу плательщика каких-либо действий и операций в налоговых целях может быть признано получением этим плательщиком доходов только в случае, если результат таких действий (операций) или соответствующие последствия их осуществления имеют стоимость, выраженную в денежных единицах.[4,с.50].

Дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.

В Налоговом кодексе дополнительно оговариваются случаи, когда выплаты участникам (акционерам) налоговое законодательство не рассматривает в качестве дивидендов.[2,с.33].

Выплаты участнику или акционеру в денежной или натуральной форме при ликвидации организации либо при выходе участника (акционера) из ее состава. Указанные выплаты не признаются дивидендами только в случае, если они производятся в размере, не превышающем величину взноса (вклада) участника (акционера) в уставный фонд организации.

При соблюдении названного условия выплаты, представляющие собой возврат участникам организации средств, ранее вложенных ими в ее уставный фонд, подлежат освобождению от налогообложения. Это правило применяется и в рамках действующего налогового законодательства.[3,с.45].

если выплаты превысят размер взноса (вклада), сумма превышения у получателя будет рассматриваться либо как дивиденды (если будет установлена пропорциональность выплаты и размера доли (пая), принадлежащей получателю), либо как его внереализационный доход (если пропорциональный размер не будет соблюден).[17,с.43].

Во-вторых, выплаты участникам (акционерам) организации, произведенные в виде долей (паев, акций) этой организации, а также в виде увеличения номинальной стоимости этих долей (паев, акций), произведенного за счет собственных источников организации. При этом размер таких выплат в отношении всех участников (акционеров) должен быть пропорционален величине их доли (пая), т.е. не должен изменять процентную долю участия ни одного из участников или акционеров в уставном фонде организации.

объектом налогообложения в мировой практике признаются и проценты. Под процентами для целей налогообложения признается любой доход независимо от способа его оформления, начисленный:

1)по ценным бумагам (облигациям любого вида, векселям, депозитным и сберегательным сертификатам);

2) вкладным, депозитным и иным аналогичным счетам в банках, отношения в рамках которых влекут образование долговых обязательств.

Субъекты налоговых отношений, уплачивающие налоги и сборы, а также объекты налогообложения являются, на мой взгляд, центральным звеном налоговой системы наряду с налоговым законодательством, перечнем, взимаемых налогов и сборов, налоговых органов. Значительная часть налогового законодательства нацелена именно на разъяснение вопросов связанных с правами, обязанностями и ответственностью, которую несут плательщики. Ведь, по сути, налоговые отношения образуются между государством и плательщиками. Именно плательщики обеспечивают поступления налогов в бюджет. А для полного и своевременного поступлений каждый плательщик должен знать, что является объектом обложения.


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь Мегаобучалка Brown drama тушь для бровей

Категории налоговых отношений Категории налоговых отношений Категории налоговых отношений Категории налоговых отношений Категории налоговых отношений Категории налоговых отношений Категории налоговых отношений Категории налоговых отношений

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ